делитесь Азбукой Жизни в социальных сетях:
Для всех, кто хочет жить долго и счастливо

Системе ОМС откроют новые горизонты

Переход отечественной системы здравоохранения на страховые принципы дал неплохие результаты, но совершенствовать в этой сфере есть что. С чего стоит начать в первую очередь, обсудили участники «круглого стола» в Госдуме.

«2015 год — это первый год, когда заработали все нормы закона об обязательном медицинском страховании, — напомнила заместитель председателя Федерального фонда ОМС Светлана Карчевская. — Но за переходный период, с 2011 по 2014 год, было сделано очень немало». По данным представителя Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павла Самиева, с 2012 года бюджет Федерального фонда ОМС увеличился почти на 780 миллионов рублей, или на 89 процентов. В 2016 году этот прирост замедлился и составил около 1,5 процента от бюджета 2015 года. Проведённая оптимизация в системе здравоохранения не привела к ухудшению качества обслуживания граждан. Такой вывод эксперты делают из того, что за четыре года смертность в России снизилась  на 7,7 процента, а заболеваемость осталась на том же уровне.

Поверенный из будущего

В то же время работать в системе есть над чем. «Органы управления в сфере здравоохранения, фонды обязательного медицинского страхования до сих пор не несут ответственности за организацию медицинского обеспечения населения и результаты использования бюджетных средств», — напомнила ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения НИФИ Минфина России Любовь Мельникова.  По словам эксперта, медицинские организации до сих пор получают значительную часть финансирования без привязки к результатам собственной деятельности. Не менее болезненная проблема — это неравенство доступа к медпомощи. «Наша Конституция гарантирует бесплатную медицинскую помощь практически при любом заболевании. Но ресурсы здравоохранения существенно ограничены: если в России расходы на здравоохранение не превышают 3,5—3,7 процента ВВП, то в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — 6,7 процента», — рассказала Любовь Мельникова. В результате в стране процветает так называемая дискриминации пожилых и хронически больных людей, а также невольное стимулирование системы «неформальных расходов», то есть частных подношений врачам.

Представлять интересы населения перед медиками должны страховые поверенные. «Точно так же, как сейчас идёт прикрепление к участковому терапевту, пациенты должны прикрепляться к страховому поверенному, — рассказала Светлана Карчевская. — И если что-то в лечении больного идёт не так, этим должен заниматься именно этот специалист. Но институт страховых поверенных за 20 лет у нас так и не сформировался». К его внедрению чиновники приступили сравнительно недавно — началось  обучение «первого выпуска» специалистов. «К 1 января 2018 года в стране появятся эксперты, которые будут следить за лечением прикреплённого к ним гражданина, что называется от и до», — пообещала Светлана Карчевская.

Впрочем, уверенность в том, что появление нового института пойдёт системе ОМС на пользу, разделяют не все эксперты, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по охране здоровья Разиет Натхо.  «В данном случае высказывается и такое мнение, что бремя по содержанию и обучению поверенных ляжет на бюджеты территориальных фондов ОМС. А во многих регионах эти бюджеты и так являются дефицитными», — пояснила парламентарий.

Лекарства станут доступнее?

Кроме того, эксперты советуют подумать о переходе к лекарственному страхованию.  Так, по словам Любови Мельниковой, потребление лекарств в России значительно ниже, чем в развитых странах. Причина этого — как более низкие доходы россиян, так и отсутствие системы лекарственного страхования: если в нашей стране доля лекарств, покрываемых из государственных источников, составляет примерно 35—40 процентов, то в развитых странах этот показатель колеблется на уровне 60—70 процентов. И это при том, что по оценке Минздрава, 50—70 процентов рецидивов после оказания высокотехнологичной медпомощи происходит именно из-за отсутствия надлежащего лекарственного обеспечения.  

«В плане лекарственного страхования может служить Кировская область, в которой после внедрения этой системы в 2014 году количество вызовов скорой помощи сократилось на 24 процента, а снижение смертности — на 12 процентов», — сказала Любовь Мельникова. Рано или поздно этот опыт переймут и другие регионы, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По словам сенатора, в настоящее время дорогостоящие препараты оказались для большей части населения недоступными. «В связи с этим идея лекарственного страхования ни у кого отторжения не вызывает, однако её внедрение требует более тщательной проработки деталей, — рассказал он. — Мы страхуем себя от болезней, выплачивая деньги в фонд социального страхования, страхуем себя на случай ухода с работы, выплачивая взносы в пенсионный фонд, страхуем своё здоровье в фонде ОМС. И есть прямой смысл, чтобы часть из этих денег пошла и на лекарственное страхование».

Источник: https://www.pnp.ru